Тритемий - отец европейской криптологии

Дата публикации: 20 июня 2016 г.

Первые шаги

Иоганн (Иван) Тритемий (Трисемиус) (1462-1516) появился он в первый день февраля 1462 года в городке Тритенхейм и получил имя Иоганн (Иван) Гейденберг. В детстве Иван слыл необычным ребёнком: не хотел учиться, но любил книги. Поскольку родители не могли оплачиввать его учёбу, он не ходил в школу и помогал дома по хозяйству. В результате он начал читать только в возрасте 15 лет.

В 1480 году ему удалось поступить в Гейдельбургский университет, в который был принят без оплаты за учёбу. В этом учебном заведении Иван, наряду с другими предметами, изучал древние письмена, а также заинтересовался «секретными» предметами - философией, нумерологией, каббалой.

Вместе с другими студентами он организовал конспиративное сообщество по секретному изучению каббалы и алхимии, нумерологии и древних языков, которое было названо «кельтским братством». Все участники общества выбрали псевдонимы, после чего Гейденберг стал Тритемием.

В 1482 году он случайно попал в бенедиктинский монастырь Святого Мартина в Шпенхейме. Оставшись там на пару дней, он захотел побыть в этом «тихом» месте, где присутствовала библиотека, в которой хранились много разных и интересных книг.

Монастырь в Шпенхейме в 1650 году и сейчас

По достижении двадцати годков, он стал монахом и через год братва выбрала его новым аббатом. На этой должности Тритемий приложил много сил для расширения аббатской библиотеки. Вскоре монастырь обрел славу на всей европейской территории, и к настоятелю монастыря стали приезжали не только ученые и правители разных стран, но даже император Максимилиан.

Библиотеку он расширял за счет рукописных книг, а печатные издания не любил. Вскоре были собраны самые редкие и штучные произведения по алхимии, нумерологии и каббале. Количество книг увеличилось до двух тысяч экземпляров. В результате ранее никому не известный монастырь стал научно-исследовательским центром магического и эзотеричнского развития в Европе.

Тритемий все время занимался разными исследованиями, многие из которых имели ореол мистичности и таинственности. В его трудах все гармонично перемешалось: и лингвистика (стеганография), и математика (нумерология), и кабалистика (мистика), и парапсихология (эзотерика).

«Стеганография»

В аббатстве он начал писать фундаментальное произведение – «Стеганографию» (лат. Steganographia), или другим словом «Тайнопись», состоящее из восьми томов. К сожалению, рукопись книги до нас не дошла, поскольку была сожжена.

Первый том «Стеганографии» описывает больше ста методов засекречивания текста письма (тайнописи), которое само по себе не вызывают каких-либо подозрений в том, что содержит секретное послание. Тритемий описал способы подмены гласных на согласные, криптографическое использование «пустышек» и не имеющих смысла слов. Так как все слова и фразы тайнописи замаскированы в обычном письме так, что не появляется никаких сомнений, никто не сможет догадаться о том, что письмо содержит секретное послание.

Второй том «Стеганографии» описывает методы гипнотического воздействия, которыми можно навязать свою волю человеку, где бы он ни находился. Причём он об этом не вспомнит и ничего не будет знать, поэтому никто не догадается об этом или не узнает что-то от загипнотизированного человека. По причине еретического по мнению церкви содержания произведения, книга долгое время оставалась как рукопись. А после того, как в 1606 году её напечатали она была запрещена. Прочитать текст произведения можно здесь.

Методы тайнописи Трисемиус впервые изучал по Каббале (вот она - ересь!), которая в то время была популярной среди христианских писателей. Интересно, что перед собой он поставил задачу создать универсальное лекарство, а может быть и философский камень. Такая направленность его работы привела к подозрениям церковных иерархов, что Трисемиус является колдуном, и возможность церковного осуждения стала вполне реальной. Монахи не поддержали своего аббата, поскольку, с одной стороны, их не привлекала мистика и колдовство, а с другой, им не нравилась строгая дисциплина в монастыре, введенная Тритемием.

Таким образом, в 1506 году Иван был уволен с должности и покинул монастырь. Тем не менее он нашел покровителей, которые дали возможность ему не только избежать строгого наказания, а даже помогли вернуть свой статус-кво. В том же году он получил должность настоятеля монастыря Святого Якова - на этом посту он и умер 13 декабря 1516 года.

Понимая всю проблематичность оккультных исследований, Тритемий изменил сферу применения своего таланта и стал летописцем при дворе императора Максимилиана. При этом он считал, что духовенство, а особенно монашество, обладает благочестием. А церковников, стремящихся к роскоши и богатству, нещадно критиковал.

Все время Иван считался самым крупным специалистом в области мистики и эзотерики, поэтому его мнением всегда интересовались, когда требовалось экспертное заключение авторитного специалиста. Имеются свидетельства, что Тритемий мог ввести людей в состояние измененного сознания или загипнотизировать. При этом сам отрицательно относился к астрологам, ведьмам, колдунам и «черномагическим» ритуалам. Считал, что они приносят только вред, поэтому их надо «искоренять».

Он считал, например, что астрологи болтают только глупости и сбивают людей с толку. Звёзды на небе никак не связаны с человеческой душой и не влияют на науки, поэтому астрология не связана с небесной мудростью. Он был уверен, что дух человека является свободным и не может подчиняться влиянию звёзд.

Иоганн Тритемий и его труды

«Полиграфия»

В 1518 году был издан труд Тритемия по криптографии «Полиграфия» (лат. Polygraphia). «Полиграфия» была сборником из 6 книг и содержала термины и слова, которые соответствуют символам изначального послания, и таблицу квадратного размера - основу замены с использованием многих алфавитов.

Хотя в труде Тритемия было описано много кодов - как уже существующих, так и созданных самим Тритемием, она была пронизана каббалистическими и оккультными высказываниями. Несмотря на это, его считают отцом европейской тайнописи и криптографии.

В результате книга вызывала раздражение некоторых правителей Европы, которые думали, что Тритемий слишком много поведал секретов. Кроме того, Римская католическая церковь считала все книги Трисемиуса ересью и в 1609 году занесла их в перечень запретных. Это запрещение длилось 250 лет.

В 1541 году книга была переведена на французский язык, а вскоре её можно было прочитать на немецком. В ней автор внедрил два криптографических изобретения: код «Ave Maria» и шифр, который построен на базе ключа, периодически сдвигаемого.

Код «Ave Maria» основывался на принципе замены заранее оговоренных символов на символы шифротекста. Из них составлялось внешне «невинное» послание. Давайте заменим символы «A», «K», «Т» таким образом: «A» - ожидаю, мой; «К» - дома, ключ; «Т» - я, здесь. В таком случае позитивный тайный ответ имеет такие варианты: «Я ожидаю дома» или «Здесь мой ключ».

Вторым более серьезным кодом была «табло Трисемиуса» - табличка квадратного размера 24x24 со многими алфавитами, названная «tabula recta». Они записывались в строки друг под другом, причём каждый сдвигался на один символ в левую сторону.

Трисемиус предложил применить шифровальную таблицу со многими алфавитами таким образом: 1-й символ в тексте кодируется 1-м алфавитом, 2-й символ - 2-м и так далее. В этой табличке нет отдельно алфавита изначального послания, для этого служит алфавит 1-й строчки. В результате, слово «UKRAINE» превращалось в шифротекст «ULTDNSL».

Достоинство этого способа кодирования заключается в том, что любой очередной символ послания шифруется очередным алфавитом. Кроме того, Тритемий предложил применять одноалфавитное кодирование с помощью квадрата Полибия и ключевой фразы - пароля. Выбиралось определённая фраза, из которой удалялись повторяющиеся символы, а остальные символы надо было записать в 1-е клетки таблицы. Незаполненные клетки надо было заполнить остальными символами алфавита в порядке следования.

Рассмотрим этот принцип кодирования с помощью таблицы размером не 5x5, а 5x6. Символ кодирования берётся из клетки, находившейся под клеткой символа послания. Так как пароль несложно было запомнить, то этот принцип мог упростить шифрование и дешифрование. При пароле «ШИФРОВКА» послание «УЖГОРОД» даст шифровку «ЫСМДГДН». Эти табличные коды были поименованы монограммами, потому что кодирование велось по одному символу.

Надгробие Тритемия в Шоттенкирхе, церкви св. ИаковаБиграмный шифр

Трисемиус первый определил, что можно кодировать одновременно по два символа, стоящих рядом и дал им название «биграма». Этот код назвали «биграмным». Кодирование с помощью биграм увеличила стойкость кодов к раскрытию. 

Дадим ему описание. Первичное послание разбивали на биграмы, а текст шифровки выходил из него согласно таких правил:

1. Если оба символа первичного послания принадлежат одному столбику таблички, то символами кода считаются символы, стоящие под ними. Например, биграма «БУ» даёт шифротекст «ЛЫ». Если символ первичного послания находится в нижней строке, то для кода бертся символ из верхней строчки: биграмма «ЯЩ» даёт шифротекст «ВШ» (биграма из одного символа или двух одинаковых символов также подчиняется такому порядку).

2. Если оба символа первичного послания принадлежат одной строчке таблички, то символами кода считаются символы, находящиеся справа от них. Например, биграмма «КА» даёт шифротекст «АБ». Если символ первичного послания находится в правом столбчике, то для кода берётся символ из левого столбчика: биграма «ВЕ» даёт шифротекст «ШК».

3. Если оба символа первичного послания находятся в разных строчках и столбчиках, то вместо них берутся два символа так, чтобы вся их четвёрка составила прямой угольник. При этом последовательность символов в коде является отражением исходной пары. Так, «АЛ» даёт шифротекст «БЗ», а «ДУ» - «БЦ».

При кодировании фразы «ОБЪЯВЛЕН СБОР» с помощью биграм получается шифровка «ФДИВФПДПУКВО»:

Полиграфия» в то время была довольно доступным изданием, однако указанные в ней идеи были признаны только через три столетия. Возможно это было вызвано непопулярностью Тритемия в среде профессиональных криптографов, ведь он был не криптографом, а стеганографом, нумерологом, каббалистом и парапсихологом.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Книга | Автор | Статьи | Фильмы | Фото | Ссылки | Отзывы

Контакт | Студентам | Ветеранам | Астрология | Карта сайта



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика